И еще один оригинальный режиссер пал жертвой засилья американских продюсеров. Летом мы были свидетелями того, как голливудский дух поглотил творческую индивидуальность Кристофера Нолана («Бетмэн: Начало»), и теперь очередь за Терри Гиллиамом. Человека, чьи фильмы смотреть невозможно, но потому и заманчиво, человека, учившего кривляться Роберта де Ниро, Робина Уильямса, Брэда Питта и Джонни Деппа, теперь учат снимать кино братья Вайнштейны и иже с ними. Так что в первую очередь мошенники братья Гримм обманут не суеверных жителей немецких деревень, а ожидания тех, кто помнит и любит прежнего Терри Гиллиама. Впрочем, в его новом фильме тоже присутствуют элементы зловещего авторского стиля: гигантский пряничный человечек-самоубийца, лошадь-людоед, котенок, попадающий в пыточную турбину, и, конечно, экстравагантный безумец с дьявольской жестикуляцией.
Да и сюжет, чтобы не соврать, вполне в духе прошлых экспериментов с «Джаббервоками» Кэрролла (в 1976), бароном Мюнхгаузеном (в 1989) и Дон Кихотом (в 2000). Вот только «Братьев Гримм» экспериментом никак не назовешь. Два шарлатана зарабатывают деньги и имя, якобы изгоняя нечистую силу и защищая мир от чудовищ. Все идет гладко, пока здешняя власть не прищучивает их и не посылает в дебри самого что ни на есть волшебного леса. Братьям предстоит попасть внутрь сказки, которую они считали плодом собственного воображения, и оттуда, «изнутри», дописать ее. Эта история могла бы стать золотой жилой для болезненной фантазии Гиллиама, но режиссер пошел на творческий компромисс с 80-миллионным бюджетом, а что может быть более губительно для творчества, чем компромисс?
Как и с множеством продуктов фабрики грез, в случае «Братьев Гримм» история создания картины гораздо интереснее самой картины. Так, дуэт Дэймона и Леджера - тоскливое дело, если не знать, что при кастинге актеров подбирали на противоположные роли: Мэтта - на роль ученого очкарика, Хита - на роль общительного красавца. Кроме того, в фильме должны были быть заняты Робин Уильямс, Джонни Депп (он примерялся на роль Дэймона), Энтони Хопкинс и Николь Кидман, а композитором должен был быть верный попутчик Кустурицы Горан Брегович, однако все они остались не у дел. Но и это еще не все: самая дорогая сцена была вырезана из окончательного варианта, потому что она стояла в первой части фильма, и все после нее могло бы показаться пресным. Гиллиам хотел выпустить эту сцену на отдельном DVD, однако дойдет ли она до нас - неизвестно. Что же под чертой? Не фильм, а какая-то ода условному наклонению, реквием по шедевру, который смотришь и приговариваешь: «А как бы все могло быть здорово!..»