Да-да, вы не ослышались. Именно дневник трех последних дней Хита Леджера был опубликован в новом номере журнала Esquire. С одним лищь уточнением: это фикция. Псевдо-дневник был написан, естественно, не самим Хитом, а писательницей и редактором журнала Golf Club Лизой Таддео с повеления редактора Esquire Дэвида Гранджера.
Перед самим "дневником" автор честно предупреждает, что все - вымысел, за исключением общеизвестных фактов: Леджер был в Лондоне, он регулярно наведывался в Beatrice Inn and the Mirö Cafe и был вдохновлен музыкантом Ником Дрейком. Остальные фантазии Лиза написала на основе общения с соседями Леджера, владельцами магазинов и барменами, которые могли видеть актера за последнюю неделю, а также вдохновляясь многочисленными слухами вокруг его смерти. Получившийся результат редакция называет reported fiction - беллетристика или художественный вымысел. В этом читатель убеждается с первых же строк, когда нам сообщается, что "После того, как ты умер, твои последние дни становятся до театральности важными".
Далее Лиза повествует нам от имени Хита о том, как Леджер якобы встречался в Лондоне с Джеком Николсоном в ресторане, получив от него смс-ку "Джокер 1 Джокеру 2: ты в Лондоне, я в Лондоне, встретимся через полчаса в клубе Pasha, ты платишь". Как он, вернувшись в Нью-Йорк, надел лыжную маску и якобы склеил девушку в Беатрис Инн. Как звонил Мери-Кейт Ольсен и слушал музыку Дрейка накануне смерти. Лиза не пишет одного: как Хит принимал таблетки. Странно, что ее фанатзии на это не хватило. Переводить текст не буду, дабы не пояснять потом стодвадцатьпятый для тех, кто в каске, что это ВЫМЫСЕЛ, а не факты. Кто хочет - тот читает ее вот тут, а я скажу лишь, что в финале Лиза-Хит призывает нас не копаться в последних днях жизни Леджера - потому что это могут быть и наши последние дни, так что давайте-ка жить своей жизнью. И вообще - So hey, buddy, why so serious? Chin up. It's all part of the plan. То есть я так понимаю, Лиза в команде параноиков или как?:)
Естественно, вокруг публикации уже развернулся скандал, зачатый газетой New York Times. Корреспонденты опубликовали информацию о статье в Esquire и обратились за комментариями к его редактору. И мистер Гранджер настаивает, что опубликованный у них фикшн не является рекламным трюком."Это честная попытка, - говорит он, добавляя, что журнал опубликовал вымышленную историю на основе правдивых сведений. - Мы пытались подать это как художественное произведение, чтобы придать истории актуальность и злободневность ".
Это уже не первый опыт Esquire в публикации подобных вымыслов на злобу дня. В октябре 2006 года он опубликовал статью "Смерть Дерека Джетера", написанная от лица данного Дерека, бейсболиста "Yankees", и посвященная посвященную перспективам игрока команды, размышлениям о спорте в целом. "Подобными публикациями мы пытаемся придать жанру фикшн реалистичность и жизненность, сделав его таким же актуальным, как и документалистику", - говорит Гранджер.
Смысл скандала не в том, что кто-то опубликовал вымышленный дневник звезды. Помимо истории с бейсболистом в журнале были и другие примеры: фальсифицированная статья Аллегры Коулмен 1996 года, псевдобиография Майкла Стайпа 2001 года, якобы интервью Холли Берри с Джоном Стюартом. Смысл в том, что все эти люди были либо живы, либо сами являлись вымышленными персонажами. А в случае с Леджером - журнал напечатал рассказ от имени того, кто недавно умер, и это прецедент. Чтобы как-то его сгладить, мистер Гранджер акцентирует наше внимание на том, что он не хотел, чтобы текст выглядел экспулатирующим тему смерти актера.
Представитель Леджера и его семьи Мара Баксбаум отказалась комментировать случившееся. Она лишь сказала, что семья не знала о статье в Esquire, пока NY Times не опубликовал о ней информацию, после чего Мара связалась с мистером Гранджером и получила копию текста.
Редактор Esquire говорит, что был несказанно удивлен таким массовым горем по человеку, который, с его точки зрения, не был величайшей кинозвездой. "Все это выросло из любопытства, - уверен он. - Я не понимаю, почему вокруг этого такой шум".
Автора текста, Лиза Таддео, провела 4 дня по ресторанам, кафе и паркам возле того места, где умер Леджер. Гранджер говорит, что когда он прочитал первоначальный вариант текста Таддео, то было неясно, фикшн это или документалистика, и он предложил сделать это именно вымыслом. Как и было написано в начале текста, кое-что в статье - правда. Хит был в Лондоне, он действительно вернулся в Нью-Йорк, он и правда любил бананово-ореховые маффины из Mirö Cafe, хотя и неизвестно, было ли это действительно его последней едой.
Журналистская братия успела разделиться во мнениях насчет текста Лизы. Бывший автор Esquire Марта Шеррил, написавшая историю Аллегры Коулман, говорит, что статья о Леджере - вполне в духе шуточек журнала, задача которого - публиковать сатиру. Однако журналисты NY Times считают, что статьи, подобные якобы дненвику Хита Леджера, убивают журналистику в целом. "Самая большая проблема - то, что в жертву приносится каждый жанр, - уверен Эдвард Вассерман, профессор журналистики университета Washington and Lee. - Теряется достоверность журналистики, а читатель лишается права на воображение. Есть риск, что все это превратится в нечто лживое и никому не интересное".
Мое мнение - это просто уже балаган на всю мощь. Добро бы подобный дневник был опубликован хотя бы год спустя - и то, я полагаю, это было бы идиотизмом, так как авторша ведь не просто додумывает мысли и эмоции Хита, она ж какие-то послания от его имени толкает. Но текст был опубликован чуть больше месяца после его смерти - и либо это чудовищный, невероятный цинизм, либо - it's all part of the plan, и Марочка молчит, да...